Отдельнов Павел
1979
Об авторе
Павел Отдельнов входит в список Лучших современных художников России (ARTEEX). Магистральная тема работ художника – городская среда промышленных окраин и опыт пребывания человека в этой среде. Изображение им не-мест– художественно-исследовательский проект. Стратегию автора можно передать словами М. Маклюэна: «Дело искусства – быть не хранилищем впечатлений, а исследовать окружение, которое в противном случае остается незаметным». В его работах промзоны, городские окраины с типовой застройкой, серость и обреченность которых разрежается чужеродными вкраплениями нелепых в неуместной яркости «цветных сараев» – супермаркетов, бесчисленных клонов городской застройки 2000-х. В челночном движении из ниоткуда в никуда, задающем темпоритм нашей повседневности, эти не-места всегда остаются на периферии нашего внимания. «Вкус – это страх перед жизнью» (М.Угаров). В самом деле, выработанное эстетическое чувство, с которым мы брезгливо отворачиваемся от всего, что ему не соответствует, ограничивает нас. Чем более оно развито, тем уже становится пятачок, который мы принимаем за реальность. Этот психологический механизм срабатывает, когда изо дня в день мы не замечаем обступающей нас, но не соответствующей нашему вкусу повседневности, скользя невидящим взглядом по однотипным, наводящим тоску и скуку пространствам городских окраин. Наше эстетическое чувство формируется уже сложившимися дискурсами – такая оптика всегда запаздывает. Схватить образ настоящего с помощью вчерашних познавательных инструментов невозможно. Настоящее оказывается принципиально невидимым. Поэтому Павел меняет оптику и пытается посмотреть на настоящее из будущего: представить, что увидел бы в наших безлюдных индустриальных пейзажах некий «будлянин», в глазах которого другие культурные призмы, позволяющие посмотреть на не-места иным взглядом: заинтересованным, принимающим, прощающим, милующим, замечающим хрупкость и временность сегодняшних урбанистических монстров. По словам художника, они могут в любой момент распасться на пиксели и исчезнуть. Источник: С. Полякова, ДИ, №4, 2017